Смоленская газета,
3 мая 2017 г.
Новые правила для новых договоров ОСАГО
607 просмотров
С 28 апреля вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, которые установили приоритет натурального возмещения над денежной выплатой. О том, что нового появилось во взаимоотношениях страховых компаний и участников ДТП с полисами «автогражданки», рассказьтает и. о. управляющего Отделением Смоленск ГУ Банка России по ЦФО Юрий ГОЕВ.
Основная цель нововведений
— Юрий Владимирович, давайте сразу акцентируем внимание атовладельцев вот на чём: новые правила будут действовать только для новых договоров ОСАГО и только в отношении автомобилей, принадлежащих гражданам, зарегистрированным в Российской Федерации?
— Совершенно верно. А основная цель нововведений — улучшение качества клиентского сервиса при урегулировании убытков. Банк России рассчитывает, что приоритет ремонта в ОСАГО будет способствовать повышению доступности этого вида страхования, особенно в проблемных регионах.
— При этом в законе напрямую установлены случаи, когда после аварии можно получить возмещение деньгами...
— Да, и в их числе — полная гибель транспортного средства, когда его просто невозможно восстановить. Или если автомобилю нанесён ущерб, размер которого превышает установленный законом лимит страховой выплаты в 400 тыс. рублей. Денежное возмещение будет возможно также в случаях причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в ДТП, а также повлекших инвалидность или даже летальный исход. В этих ситуациях бывает важнее потратить положенную выплату на восстановление здоровья или на решение насущных проблем.
Выбор СТО
— Предусмотрено ли у автовладельца право самостоятельного выбора станции техобслуживания, куда он сможет обратиться после наступления страхового случая?
— Такой выбор будет ещё на этапе заключения договора ОСАГО. Страховая компания обязана предложить автовладельцу список всех возможных СТО, с которыми у страховщика заключены договоры. Такой перечень с указанием адресов местонахождения СТО, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации — и постоянно актуализироваться. То есть ещё до заключения договора ОСАГО автовладелец сможет сам провести своеобразный мониторинг, сравнить сайты разных страховщиков, список станций техобслуживания, с которыми они сотрудничают, и выбрать понравившийся вариант.
— А может ли автовладелец в каком-то случае отремонтировать автомобиль в сервисе по своему выбору?
— Только по согласованию со страховщиком. Для самостоятельной организации ремонта повреждённого автомобиля на СТО, с которой у страховой компании нет договора, надо будет получить письменное согласие страховой компании. В заявлении необходимо будет указать полное наименование выбранной СТО, её адрес, место нахождения и платёжные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведённого восстановительного ремонта.
Алгоритм действий
— Допустим, произошло ДТП. Каковы теперь действия владельца пострадавшего автомобиля?
— После осмотра повреждённого транспортного средства и проведения независимой технической экспертизы страховая компания выдаст потерпевшему направление на ремонт в выбранный сервис с последующей оплатой выполненного ремонта. При этом СТО должна соответствовать законодательно установленным требованиям к организации ремонта. Так, сроки проведения ремонта — максимум 30 рабочих дней, доступность места проведения восстановительного ремонта — не более 50 км от места жительства потерпевшего или от места ДТП до места ремонта. Предусмотрена также обязательность сохранения гарантийных обязательств для автомобилей не старше двух лет: их ремонт должен производиться у официальных дилеров.
— Дискуссия о том, учитывать или нет износ деталей и агрегатов, была долгой...
— В итоге законодатели пришли к следующему решению: в отличие от денежной выплаты, при осуществлении восстановительного ремонта повреждённого автомобиля не будет учитываться износ деталей и агрегатов. Есть ещё одно важное изменение — запрет на замену деталей на запасные части, бывшие в употреблении. Это допускается только по соглашению между страховщиком и автовладельцем — например, когда речь идёт о ремонте автомобилей, на которые уже не выпускаются запчасти.
— Предусмотрена ли гарантия на произведённый авторемонт?
— Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту повреждённого транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев. Ответственность за качество и сроки ремонта несёт страховая компания. При выявлении недостатков проведённого ремонта автовладелец указывает их в акте приёма-передачи при получении транспортного средства от СТО и обращается с заявлением к страховщику.
Если ремонт затянется
— Вы сказали, что ремонт на СТО не должен занимать более 30 дней. А если он всё же затянется?
— Важно, что за качество ремонта отвечает страховая компания. Если возникнут проблемы, нужно обращаться с претензией к страховщику. Он обязан рассмотреть жалобу в соответствии с установленным регламентом. Сейчас готовится новая редакция правил страхования, в которой эти требования по организации ремонта будут закреплены. За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик будет наказан неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.
— Оставил ли Банк России за собой право наказывать страховые компании, которые будут нарушать новые правила?
— Если страховая компания в течение одного года неоднократно нарушала обязательства, включая обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта, Банк России имеет право ввести запрет страховщику на натуральное возмещение по ОСАГО. Важно понимать, что если страховщик не может организовать проведение качественного ремонта и у него нет договоров с СТО, которые соответствуют требованиям, то он продолжит осуществлять возмещение в денежной форме.
Директор департамента страхового рынка Банка России Игорь ЖУК:
«Теперь участие страховых компаний в возмещении убытков по событиям ОСАГО будет прямым. По новому закону, информация о каждом ДТП должна изначально пройти через компанию. Кроме того, она ещё получает возможность урегулировать вопрос в досудебном порядке. Из цепочки исчезают автомошенники и автопосредники, которые раскручивают компании на нестраховые издержки, а они, по мнению профсообщества, исчисляются десятками миллиардов рублей ежегодно. Поэтому законопроект защищает интересы как автолюбителей, так и добросовестных страховщиков» («Российская газета», 24.04.2017).
Игорь КРАСНОВСКИЙ
Вся пресса за 3 мая 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|